Версия для слабовидящих.

На главную

История села


Улицы села.

Первый документ, имеющийся в Оренбургском областном архиве, где упоминается село Мусино, относится к 1795 году. «4 мая проводилась перепись населения деревни Мусино по указу Уфимской казённой палаты. Податель тептярей и бобелей Файзулла Султанмуратов, Оренбургский округ».
В списке значились: « Ибрашев Айткул -30 лет, Ибрашев Измагил-28 лет, Сайфулла -34 года, Файзулла – 31 год, Мусса – 46 лет, Алима- 47 лет, Гульназира -52 года, Загира-жена Муссы-32 года и так далее. Всего мужчин 31, женщин 25 человек».
Живучих на башкирских землях, но не потерявших свой язык и обычай, имеющих свои дома и домашних животных называли тептерями, не имевших своих домов и домашних животных – бобелями.
Далее в этом документе описывается, что село Мусино находится в северной стороне. Общего Сырта на высоте 350 метров над уровнем моря. А поэтому первые морозы начинаются здесь с 28 августа и заканчиваются летом 8 июня. Климат резко континентальный. Зимой морозы достигает 45 градусов, а летом температура поднимается до 41 градуса тепла: Земля- среднегумусная. Первые переселенцы (садчики) строители свои дома на 4 километра ниже от теперешнего села, на левом берегу реки Неть. Реку Неть ( она в документе записана как Нить) пополняют притоки с севера «Карашалы», с юга - «Дэгут Яндырган». Со всех сторон села окаймляет лес, в основном состоящий из осины и березы. Неть была полноводной. Оренбургский геодезист, прапорщик Касимов в 1755 году писал, что в реку Салмыш впадают довольно-таки полноводные притоки Нить, Ашиктимер, Янзиз, Тельгава и другие.
Попавший в плен пугачевский «бунтовщик» Асмангул Каныев в 1774 году 15 июня в сорочинской крепости на допросе рассказывал: «В селе Мустафино, расположенном в 20-25 километрах от деревни Сарманай, там, где берет свое начало река «Нитти», со стороны дороги Москвы, нас напали солдаты и гуары. Нас разбили. Кто остался жив, тот ушел в сторону села Дюсьтметьево (Блокнот агитатора Nо 21 за 1986 год). В то время село Мусино не упоминалось.
В этой статье говорится, что в 1810 году из деревни Балыклыбаш в деревню Мусино прибыло 2 человека мужского пола, из Сакбулатова - 15 человек мужского пола татар, государственных крестьян.
Заселение нашего края татарами и башкирами происходило по двум причинам.
Во-первых, здесь было больше свободных земель, пригодных для сельхозпроизводства. Во-вторых, в это время Среднее Поволжье и Южный Урал усилено заселялись православными христианами по царевой воле, что насторожило население мусульманской веры. Башкиры и татары начали интенсивно захватывать новые земли для поселения, что нередко приводило к столкновениям и волнениям. К началу XIX столетия относится образование многих сел нашего района. В 1809 году появились первопоселенцы на месте будущих сел Михайловки (Шарлык), Ратчино (Козино). К 1826-1827 годам относится образование сел Никольского, Илькульгана, Бараково. Двумя годами позже появились первые садчики на месте села Титовки. В 1833 году началось заселение села Николаевки. Переселенцы были в основном из Рязанской и Воронежской губерний. Кстати, первые поселенцы села Илькульган были ясачные татары из деревни Акбулак. Их было 23 человека обоего пола. Прибыли они сюда 10 августа 1827г.
1834 году в деревню Мусино из Пензенской губернии переселяется еще 101 человек. Мусино становится крупным селом среди других базарных деревень.1850 году здесь насчитовалось 396 человек мужского пола и 260-женского,108 семей. Началось заселение правой стороны реки Неть. Фактически образовалось два села. На левой стороне реки Неть - Старое Мусино, и направой - Новое Мусино. Упоминание двух Мусино относится к 1900году. По переписи населения в 1900году записано: « В Старом Мусино Каликинской волости на реке Неть числится 379 человек обоего пола. В Новом Мусино Каликинской волости- 2218 человек обоего пола, 284 двора, 3 мечети и три медресе».
Как видно, первые два десятилетия своего существования деревня Мусино относилось к Ратчинской волости, а потом перешла в Каликинскую. К 1918 году село Старое Мусино уже в документах не числится. Осталось одно название - Новомусино.
До сих пор сохранились старые названия улиц, например, Типтяр, Тархан, Шак-Шак и другие. Интересно и то, что все живущие татары в Новомусино различаются до сих пор по говору (языку). Более мягче говор у тептярей. На улице Шак-Шак жили мишяри. Есть предположение, что наши предки съехались сюда из разных посилений России.
Чем же до Октябрьской революции занимались новомусинцы? В селе были имущие и не имущие крестьяне. Занимались в основном производством сельхозпродукции.
Многие зажиточные люди торговали. Было в селе и дегтярное производство. Сжигали березу, получали деготь (смазочное вещество для колес) и древесной уголь для кузниц. Новомусинцы держали постоянную связь с городами Оренбургом, Сорочинском , Абдуллино, куда везли зерно, шерсть, мясо, масло, а оттуда- одежду, мануфактуру, соль, орудие труда и другие товары.
Столыпинская реформа мало коснулась села Новомусино. Здесь жили государственные крестьяне. А вот в трех- четырех километрах от деревни появились в то время хутора под названием «Зеленый хутор»и «Каменный хутор». Там жили только русские. Хуторов сейчас нет, но фундаменты домов были заметны еще и после 1950 года.
В Новомусино до революции было резкое разделение на зажиточных крестьян и малоимущих. Основная масса населения жила бедно, батрачила на богатых. «самые бедные крестьяне жили на улице Тархан- говорил старожил Файзулла Улумбеков.- Я на этой улице прожил до 1920 года. Из 30 дворов только 5-6 имели коров. Я уж не говорю о лошадях. Их не было. Ранней весной в марте, собирались новомусинцы в группы и отправлялись к помещику Шабалову. »Это примерно 60-70 километров от Новомусино по направлению к Новосергеевке. Сам Шабалов жил в Москве, хозяйничал на землях управляющий. (После революции вместо поместья Шабалова образовался крупный совхоз «Электрозавод»). Новомусинцы нанимались и работали на помещика по договору часто все лето. Осенью возвращались домой и нанимались ухаживать за скотом к зажиточным крестьянам».
Часть новомусинцев относились имущим крестьянам но они сводили еле еле концы с канцами. Жили бедно. Выращивали хлеб, содержали небольшое подворье. Ручной труд малоэффективен. Уборка хлеба как правило, затягивалось до самой зимы. Косили зерновые культуры вручную, вязали в снопы, складывали в скирды, а с наступлением холодов молотили также вручную. Дома в основном строились из самодельных кирпичей (самана). Рассказывают, что новомусинцы тяжело перенесли голод 1911 года да и позже жили очень бедно. В 1914 году многих мужчин забрали на фронт, оставив большие семьи без кормильцев. Земли пустовали. Вот один пример.
Юсупов Зинур Назмиевич. 1881 года рождения, призвался в 1915 году. Был ранен. Лечили в госпитале и отправили домой подлечиваться. А в селе- полная разруха. Семьи голодали. З.Н. Юсупову пришлось приложить максимум усилий, чтобы кормить себя и своих домочадцев.
Но были тогда в селе и зажиточные крестьяне, такие, как баи Заки,Гариф и другие. Они эксплуатировали труд бедных крестьян набивали свои амбары хлебом и втридорога потом его продавали. Давали голодающим хлеб по договору взаймы, но с тем расчетом, чтобы за эту подачку потом они отработали.
К началу 1918 года в деревне Новомусино имелось 6 мечетей 6 медресе. Учились дети в медресе. Но грамотных в селе не было. Забранные на фронт новомусинцы не могли домой даже письмо написать. А если они присылали весточки, то прочитать их было некому.